Часть 2 рецензии к фильму Германа "Трудно быть богом". (часть 1
tp11/topic1500-1020.html)
На самом деле, вся эта рецензия отчасти близка к стебу. Просто, вспомнив недавно об этом фильме, захотелось найти в нем что-то положительное, потому что да, нижним астралом от него буквально прет, после первого просмотра, подобно многим, захотелось побежать в ванную и помыться (знаю, что у многих были рвотные позывы). Сейчас читаю трилогию Джеда Маккенны про духовно неправильное просветление, там во второй книге он разбирает книгу «Моби Дик» Германа (о, как же без этого имени) Мелвилла, где говорит, что тот составил карту запредельного и что главный герой «Моби Дика» капитан Ахаб на самом деле был тем, кто достиг просветления и реализовал в себе Истину.
Я, конечно, не думаю, что режиссер Герман достиг того же состояния, что и Мелвилл, может, поэтому он и не дожил до премьеры фильма, ибо сознание человеческое его было пропитано злобой, антисоветской пропагандой и неприятием той действительности, что его окружала. Да и едва ли не мировой рекорд по количеству времени съемок наводит на размышления, что не обошлось ли тут без влияния инфернальных тварей, «вдохновлявших» творца сего «шедевра» на изыскания все более новых художественных средств для описания зверской природы человека. Надо сказать, операторская работа безупречна, а картина жути и безнадежности бытия настолько завораживает, что очень трудно отрешиться и понять, что же действительно хочет предложить нам автор помимо всей этой серости, мерзости и натуралистичности. Может, Герман хочет сказать , что копни любого человека поглубже, опусти в такой ад – и он станет таким же зверем? Или что он указывает на аллегорию сегодняшних реалий с теми, что были во времена его детства, пресловутыми сталинскими репрессиями, которых на самом деле не было, а если они и были, то не в том объеме, каком пытаются их описать некоторые либеральные борзописты в наше время? На мой взгляд, все это попытка попасть пальцем в небо.А вот путь распада личности главного героя, подобного капитану Ахабу, он описал достаточно точно. Невозможно жить в аду и остаться чистым. Потому что в действительности нет ни рая, ни ада, ни света, ни тьмы, это лишь человеческие категории. И вот эта дихотомия, между ценностями коммунистического общества и реальностью феодально-фашисткого строя, где жизнь – не более, чем прозябание в грязи и невежестве, совершенно никем не ценимая, где каждый занят лишь выживанием и тем, как бы нагадить соседу, и даже передовые люди этого мира просто не в состоянии воспринять идеи, несомые Прогрессорами с Земли, - все это приводит к катарсису той личности, которой был Румата Эсторский. С него постепенно срываются все его высокие понятия, его вера – что он бог в этом мире и несет культуру и просвещение. Его эго, личность землянина, трещит по швам, он сам уже в дерьме и вымазывает им свое лицо едва ли не с радостью в одном из кадров фильма. А потом происходит взрыв – и перед нами уже совсем другая личность, только совсем не в том значении этого слова, к которому мы привыкли в повседневности. В ней нет ни божественности, ни эго, ни каких-либо желаний. Это не тот вид реализации истины, о которой говорят сотни учений или тысячи учителей и проповедников, выдающихся себя за ее познавших. Потому что на самом деле это процесс нигилизма и постепенного срывания с себя любой привязанности или самоценности.
Еще раз хочу сказать, что это единственная светлая мысль, которая приходит мне при просмотре этого фильма, как бы ни хотели те силы, что вдохновляли Германа на ковыряние в помойке людских душ, посреди вспоротых животов и отрубленных голов, показать, что человеческую природу изменить невозможно; те силы, которые тайно руководят земными правительствам и СМИ и сами питаются негативными эмоциями, болью и страданиями, Даниил Андреев назвал это гаввахом, а Кори Гуд – энергией луш. Это они, с незапамятных времен занимаются "прогрессорством" Земли (конечно, не только они, есть и другие, противоположной стороны) и до сих держат человечество в страхе и невежестве. Хочется верить, что время господства этих сил подходит к концу. И это так и есть.
Кому интересно, есть еще две статьи-рецензии о фильме, совершенно диаметральные:
http://samlib.ru/a/abolina_o_w/trudno_bytj_bogom.shtml и
http://ruskino.ru/review/574 . Ну, оно и понятно. Кто на каких вибрациях вибрирует, того и будет привлекать это в фильме. Или отталкивать.