Измерение биотоков мозга.
Приступая к занятиям медитацией, мы испытываем приятное
спокойствие и расслабление, по более продолжительная практика
уносит нас далеко за пределы этих первоначальных перемен, ко-
торые многие исследователи принимают за основную цель и эф-
фект медитации. Однако, через определенное время, после углуб-
ленной медитации наступают действительные психофизиологи-
ческие изменения в форме функционирования нервной системы.
Для измерения этих изменений Бентов применил модифициро-
ванный баллистокардиограф, который записывал малейшие ко-
лебания тела от прохождения крови но кровеносным сосудам.
"Субъект сидит на стуле между двумя металлическими пластина-
ми - одна выше головы, а другая иод сидением, в 5-10 сантимет-
рах от тела. Обе пластины являются частью настраиваемой элек-
трической цепи. Мельчайшие колебания тела модулируют поле
между пластинами, сигнал обрабатывается, и производится за-
пись в одноканалыюе устройство, которое регистрирует как дви-
жение грудной клетки во время дыхания, так и движение тела,
возникающее в результате пульсации крови в системе "сердце-
аорта".
Бентов утверждал, что спинной мозг похож на пружину, кото-
рая чутко реагирует на продвижение крови в различных частях
тела во время медитации. Когда сердце выталкивает кровь в боль-
шой кровеносный сосуд, называемый аортой, аорта изгибается
вверху, пропуская кровь к голове, отчего тело сотрясается от вер-
хнего толчка. Затем кровь движется вниз, натыкаясь на разветв-
ления аорты, и в нижней части живота мягко толкает тело вниз.
Это микродвижение записывается баллистокардиографом и сос-
тавляет 0,003 до 0,009 миллиметров в минуту. Эти слабые движе-
ния тела вверх-вниз раскачивают также и позвоночник, и череп.
Естественный ритм такого колебания равен 7 циклам в секунду (7
герц). Находясь в обычном состоянии, мы, разумеется, не ощуща-
ем этих колебаний, но при погружении в глубокую медитацию
самые ничтожные ритмы создают рябь в недрах нервной систе-
мы, а при самососредоточении эти вибрации становятся весьма
ощутимы.
Недаром в йогической практике акцентируется внимание на
прямой и сильный позвоночник, натренированный с помощью
асан, а также неподвижность тела, чувств и ума, развитые с помо-
щью пранаямы. С помощью модели Бентова, мы можем понять,
как при неподвижности тела, дыхания и ума возникают ритми-
ческие волны внутри позвоночника, черепа и спинно-мозговой
жидкости.
Когда человек погружается в глубокое медитативное состоя-
ние, приборы Бентова начинают выписывать четкую, повторяю-
щуюся синусоидную волну S-образиой формы с большой ампли-
тудой со скоростью 7 циклоп в секунду. Эта запись не соответст-
вует той, которая фиксирует наше состояние во время отдыха,
бодрствования, сна, до или после медитации. С нами происходит
что-то особенное при глубокой медитации: наше дыхание почти
прекращается, потребность тканей в кислороде максимально
уменьшается, и наступает гипометаболическое состояние. Инте-
ресно, что такую же синусоидальную волну на баллистокардиог-
рафе мы можем вызвать при помощи задержки дыхания, но при
этом у нас быстро развивается кислородная недостаточность, и
мы начинаем усиленно дышать, чтобы сбалансировать дыхание.
При погружении в глубокую медитацию этого не происходит, и
уравновешенность на всех уровнях не покидает нас.Сатьянанда Свами Сарасвати.